MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01D0370C.9A3DC8E0" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный браузер или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите браузер, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01D0370C.9A3DC8E0 Content-Location: file:///C:/09816BD3/file6691.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
Мастеl= 8;инг - это одна из самых субъективнm= 9;х и сложных оп= 077;раций в музыкальноl= 4; производстk= 4;енной процессе, требующая наличия специалистl= 6;в высокого класса с хорошей теоретичесl= 2;ой и практическl= 6;й подготовкоl= 1;. Плюс к этому необходимо наличие аппаратуры высокого кл = 72;сса, включая качественнm= 9;й звуковой ин = 90;ерфейс, отлаженную мониторингl= 6;вую систему, специальнуn= 2; акустику помещения.
П&= #1086;льзователя= ;м домашних РС необходима система "всk= 7; в одном", поэтому и появилось п = 86;нятие "мастери= ;нг в домашних условиях", носящее чисто автом = 72;тизированн= 1099;й характер и подразумевk= 2;ющее использоваl= 5;ие професси= ;онального ПО.
С&= #1085;ачала мы рассмотрим немного теории для н= 072;чинающих, а после, я перечислю вам необход = 80;мые программныk= 7; продукты. Данный мате = 88;иал носит реком = 77;ндательный характер.
Теори=
1103;
М&= #1099; привыкли к тому, что говорим о звуке как об информации, которая может переноситьl= 9;я за счет упругих колебаний воздушной среды, электричесl= 2;ого (аналоговог = 86;) сигнала и в виде цифровых значений - все это мы называем звуком. Осно= 074;ные характерисm= 0;ики звуковых волн - их част&= #1086;та и амплитудныk= 7; значения.
Н&= #1072;иболее популярная характерисm= 0;ика, которая сейчас распростраl= 5;ена в бытовой ап= 087;аратуре - это громкость, являющаяся не только субъективнl= 6;й, поскольку описывает человеческl= 0;е ощущения, но и для разных значений частот неравномерl= 5;ой.
Н&= #1072;пример, наиболее громко мы воспринимаk= 7;м диапазон 1-4 КГц. Вторая характерисm= 0;ика - это мощность, которая привязана к типу носите = 83;я информации = 80;, соответствk= 7;нно, имеет множе = 89;тво разновидноl= 9;тей.
Н&= #1072;иболее подходящие энергетичеl= 9;кие величины, которыми можно описать звуковую волну, являются ср = 77;днеквадрат= 1080;ческими. Например= ; для описани= 03; звуковой воздушной волны приме = 85;има ее интенсивноl= 9;ть.
И&= #1085;тенсивност= ;ь звука - это средняя по времени энергия, переносимаn= 3; звуковой во = 83;ной через единичную площадку, перпендикуl= 3;ярную к направлениn= 2; распростраl= 5;ения волны в единицу времени. Есл= 080; мы говорим о= 073; электричесl= 2;ом сигнале, то наиболее подходящая величина - это RMS. Все делl= 6; в том, что они = (среднеквад = 88;атические величины) наиболее уд = 86;бны для описани= 03; звуковых процессов, поскольку точнее описывают энергетичеl= 9;кую составляющm= 1;ю сложных или синусоидалn= 0;ных волн и субъективнl= 6;е восприятие человека.
RMS
(аббревиату
=
88;а
от Root Mean=
span> Square, сре=
076;некадратич&=
#1077;ский
корень) - это
среднеквадl=
8;атичное
значение
всех
мгновенных
значений
напряжений
сложной
звуковой
волны. Для
того,
чтобы лучше
понять
природу
использоваl=
5;ия
среднеквадl=
8;атичных
величин
рассмотрим
понятие
пик-фактора. =
p>
Пик-факто
=
88;ом
называется
отношение
значения
мгновенной,
"пиковой"
амплитуды
сигнала к ее
среднеквадl=
8;атичному
значению (RMS). В&=
#1086;лны
с большим
значением пик-факто
=
88;а
и крутой
характерисm=
0;икой
амплитуды
объективно
на слух буду=
090;
воспринимаm=
0;ься
тише, чем
меньшие по
амплитуде, н=
086;
имеющие
большую
площадь и
больший
параметр RMS. То
есть обычны
=
77;
пиковые
индикаторы
не
показывают
практическl=
0;
ничего
полезного.
Поэтому
наиболее
объективноl=
1;
оценкой
является
оценка по RMS, и
=
74;
большинствk=
7;
случаев
замеры
берутся с
помощью
специальныm=
3;
"среднеквад=
;ратических&quo=
t;
RMS-вольтметро&=
#1074;,
а в звуковых
редакторах
это RMS-индикат=
оры.
Исключение
есть только
для радио и
телевидениn=
3;,
где замер
пиковых зна
=
95;ений
не менее
важен,
поскольку
из-за них воз=
1084;ожна
перемодm=
1;ляция.
Т&=
#1086;
есть, если
сказать
проще, в
акустике
один из
основных
параметров -
интенсивноl=
9;ть,
в аналоговы
=
93;
сигналах - RMS.
Они, по сути,
подобны. При
этом, че
=
84;
сильнее мы
сужаем
динамическl=
0;й
диапазон за
счет
компрессорl=
6;в
и лимите
=
88;ов,
тем большим =
091;
нас
получается
значение RMS. В l=
7;рофессиона=
083;ьно
отмастеl=
8;енных
фонограммаm=
3;
средневзвеm=
6;енное
значение RMS (RMS Average) варьир=
1091;ется
от -14 до -10 дБ.
Хотя для
классики и
джаза оно
может быть
равно и -20 - -17 дБ.
Чем меньше
это значени
=
77;,
тем
субъективнl=
6;
тише мы
воспринимаk=
7;м
фонограмму,
поскольку
более тихие =
079;вуки
хуже
прослушиваk=
7;мы.
Если же
средневзвеm=
6;енное
значение RMS
выше -10 дБ, то в
большинствk=
7;
случаев мы
говорим о си=
083;ьно
"сжатых"
фонограммаm=
3;,
или
"пережатых"=
-
в них
присутствуn=
2;т
искажения и
Д&= #1083;я цифровой техники актуальны характерисm= 0;ики электричесl= 2;их сигналов, поскольку основной задачей оцифровки является максимальнl= 6; точное описание непрерывноk= 5;о аналоговогl= 6; сигнала дискретнымl= 0; значениями. Поэтому при работе со звуком в цифровом виде мы такж= 077; измеряем и пики и RMS, хотя = 74; акустике (воздушных волнах) прин= 103;ты совершенно другие характерисm= 0;ики. До прихода цифровой техники для проведения измерений использоваl= 3;ись очень сложн = 99;е и дорогие устройства - специальныk= 7; вольтметры, = 080; после осциллограm= 2;ы. Теперь все п= 088;още, и мы можем измерить практическl= 0; любой парам = 77;тр, не выходя из звукового редактора.
Практ=
1080;ка
Если вы поняли все, о чем я говори= 083; раньше, и зна= 1077;те, что такое эквалайзер:), то практиче = 89;кое воплощение ваших теоретичесl= 2;их знаний не заставит наградить своим качественнm= 9;м воплощениеl= 4;. Нас интересует, прежде всег = 86;, качественнl= 6;е сжатие динамическl= 6;го диапазона для создани= 03; равномерноl= 1; и прослушиваk= 7;мой фонограммы, = 080; ее частотна= 03; эквивалентl= 5;ость необходимоl= 1; звуковой картине. Вторая нема = 83;оважная задача, которая пер = 77;д нами стоит - обеспечениk= 7; прозрачносm= 0;и и качества звучания.
Р&= #1072;зделим нашу работу = 074; плане ма = 89;теринга на нескольк = 86; этапов:
1. = Удаление артефактов. = 050; ним относятся щелчки, шумы, фон, неправи= 083;ьно поставленнk= 2;я дикция (шипящие и свистящие), з= 1072;падание некоторых частот. К панорамным = 72;ртефактам относится противофазk= 2; между правы = 84; и левым каналами. Та= 082; как большинствl= 6; телевизионl= 5;ых приемников = 91; нас работае = 90; в моно-режиме, то на этот фактор пока еще следует обращать внимание.
2. =
Соблюдениk=
7;
частотного
баланса. =
069;квализация<=
/span>
фонограммы
при маст
=
77;ринге
обычно носи
=
90;
больше
косметичесl=
2;ий
характер.
Если
исходный
материал
имеет
некоторые
артефакты, т=
086;
его лучше,
или даже
проще, пе=
088;есвести
заново. К
таким
артефактам
чаще всего
относятся:
"инструмент=
;альная
каша" в
диапазоне 500
Гц - 3 КГц, переl=
0;збыток
реверберацl=
0;и,
сильно
"утопленный=
;"
голос,
противофазl=
5;ые
явления и та=
082;
далее.
Частотная
картина
композиции
должна быть
единым целы
=
84;,
где понятно
расположенl=
0;е
инструментl=
6;в,
слышна их
отчетливосm=
0;ь
и прозрачно
=
89;ть.
Хорошую
фонограмму никакой мастерин
=
75;
не испортит -
это правило.
Не так давно
появилась
уникальная
программа-п
=
83;агин
Steinberg Freefilter,
которая
позволяла
"снять"
параметры эквализа
=
94;ии
с любой
фонограммы
=
80;
применить е
=
77;
относительl=
5;о
вашей. Это не
совсем
правильное
решение,
поскольку в =
082;аждом
варианте
нужно иметь
индивидуалn=
0;ный
подход. В =
1101;квализации=
пока не
придумано
серьезных
автоматизиl=
8;ованных
алгоритмов
(кроме
одного, к
=
86;торый
больше
относится к
3. =
Динамичесl=
2;ий
баланс.
Эквалайзер
=
80;
компрессор -
это главные
приборы при
4. = Создание звуковой ка = 88;тины. На самом дел= 077; - это очен= 100; немаловажнm= 9;й этап процесса. В определеннm= 9;х случаях тре = 73;уется необходимоk= 7; добавление реверберацl= 0;и, расширение стерео-базы или внедрен = 80;е более слl= 6;жного дилэй-э = 92;фекта. При этом вы должны понимать, чт= 086; внедрение 3D и реверберацl= 0;и может сказа = 90;ься в худшую сторону для параметра RMS, а= ; также для коэффициенm= 0;а корреляции. Поэтому сейчас нужн = 86; уже выбират= 00; между абl= 9;олютной прослушl= 0;ваемостью и эстетическl= 0;м фактором. На самом деле многие звукорежисl= 9;еры мира уже не раз отказыв = 72;лись от реверберацl= 0;и в пользу более "громкого" звучания фонограммы, но тогда очень часто терялся это = 90; самый эстетическl= 0;й фактор. Как вариант мож = 85;о использоваm= 0;ь системы многополосl= 5;ой реверберацl= 0;и, где вы может= 077; добавить эффект толь = 82;о для определеннl= 6;го частотного диапазона. Картина получается несколько аккуратнее. = 042; принципе, по правилам психоакуст= 1080;ки достаточно только обозначить присутствиk= 7; эффекта и слушатель будет его ощущать под = 89;ознательно. Чтобы получить более яркое звучание часто необходимо использоваm= 0;ь такое устройство как экса = 81;тер. В аппаратно = 84; обеспечениl= 0; студий в большинствk= 7; случаев используетl= 9;я Aphex Aural Exciter Type III. Данное устройство позволяет насытить си = 75;нал дополнителn= 0;ными гармоникамl= 0; и улучшить параметры стереозвучk= 2;ния.
В программноl= 4; виде можно говорить только об одной качественнl= 6;й эмуляции - iZotope Ozone, в которой мы имеем в наличие = 95;етырехполо= 1089;ный эксайтеl= 8;. Помимо этог = 86; в Ozone имеются встроенные модули эквалайзерk= 2;, реверберацl= 0;и, компрессорk= 2;, максимай = 79;инга, расширения стереобазы = 80; дитеринг = 72;. Отдельно хочется отметить, чт= 086; это чуть ли не единственнm= 9;й плагин, производящl= 0;й обработку н = 72; уровне 64 бит.
5. = Выравниваl= 5;ие баланса по субъективнm= 9;м факторам. Если вы маст= 077;рите альбом группы, то немаловажнl= 6;, чтобы громк = 86;сть вокала на всех композицияm= 3; воспринимаl= 3;ась равномерно, чтобы их амплитудно- = 95;астотное наполнение было соразмерно. Для примера возьмите несколько фирменных CD разных груп = 87; и посмотрит = 77;, как это дост= 080;гается. Стоит еще отметить то = 90; факт, что в студийной технике достаточно популярен психоаку = 89;тический прибор - м= 1072;ксимайзер. Он практическl= 0; не имеет ничего общего с Wav= es Ultramaximizer, и предназначk= 7;н для корректироk= 4;ания баланса широкополоl= 9;ных сигналов. Например, дл= 103; составлениn= 3; компиляций CD, где все должно звуч = 72;ть единообразl= 5;о.
Я&=
#1074;ный
представитk=
7;ль
устройств
этого класс
=
72;
- BBE Sonic Maximizer,
распростраl=
5;енный
в
большинствk=
7;
современныm=
3;
студий, а
также на
радиостанцl=
0;ях
и в концертн=
099;х
залах.
Сегодня нам
С&= #1086;всем практика…
Д&= #1083;я стерео-м = 72;стеринга на домашней студии буде = 90; достаточно несколько программ, список кото = 88;ых я приведу:
· Steinberg WaveLab 4= .0 (модуль д= 080;теринга UV22HR, имеется собственныl= 1; автоматизиl= 8;ованный модуль поиска артефактов Analysis - Global Analysis).
· Waves X-Click,
· Waves X-Cracle,
· Waves X-Noise,
· Waves Q10 Paragraph=
ic EQ,
· Waves L2 Ultramaxim=
izer,
· WaveArts MasterVerb=
,
· OhmForce OhmBoys, <= o:p>
· iZotope
Ozone DX 2.0,
· BBE Sonic Maximizer=
,
· t.c.
electronic Spark FX VST (пре&=
#1089;еты CD Mastering и=
CD PreMaster),
·=
IK
Multimedia T-rackS VST.
Последняn= 3; - только для любителей. Лично меня о= 085;а сейчас не привлекает, хотя в свое время T-RackS достаточно нашумела своими математичеl= 9;кими алгоритмамl= 0; эмуляции ламповых приборов.
Б&= #1086;льшинство из приведенныm= 3; программ пр = 77;дусматрива= 1102;т операцию дитеринга (компенсаци = 80; цифровых шумов квантованиn= 3; при переходе от одной разрядностl= 0; на другую) априори. В WaveLab есть индикатор Bit Meter, который показывает текущую разрядностn= 0; обработки, а алгоритм дитеринг = 72; Apogee UV22HR, использующl= 0;йся в этом редакторе, считается одним из лучших в мире.
В
завершении
П&= #1088;ограмм для маст = 77;ринга сейчас очен= 00; много, поэтому рекомендую просто автоматизиl= 8;овать данный процесс на п= 086;нравившихс&= #1103; продуктах. Если вы делаете фон = 86;грамму для радио ил= 080; ТВ, то не забывайте, что там стоя= 090; еще дополнителn= 0;ные процессоры многополосl= 5;ой компрессии, = 087;оэтому качества CD в трансляции вы никогда н= 077; услышите - частотный и динамическl= 0;й диапазон сужаются. В принципе, достаточно сделать фонограмму = 89; RMS -12 Дб, и вы не будете проигрыватn= 0; в громкости по сравнени= 02; с другими композицияl= 4;и.
Е&= #1089;ли вы решите, что "масm= 0;еринга в домашних условиях" вам не хватает, то не забудьте сохранить версию файл = 72;, в которой ещ= 077; не начали производитn= 0; многополосl= 5;ую динамическm= 1;ю обработку. Поскольку после нее гораздо труднее произвести профессиl= 6;нальный мастериl= 5;г, а некоторые студии таку= 02; фонограмму вообще не примут.
Т&= #1086; есть, подведем итог, "ма = 89;теринг в домашних условиях" - это автоматизиl= 8;ованная обработка звуковых данных для создания более-менее качественнl= 6;го демо, позволяющаn= 3; его роти = 88;овать по радио и ТВ. Хотя я сторонник того мнения, что все зависит от специалистk= 2;.
И еще я замети= 083; тенденцию, что многие начинающие специалистm= 9;, провозившиl= 9;ь долгое врем= 03; с мастер = 80;нгом, начинают по другому сводить, качественнk= 7;е. То есть, опыт в этом на= 087;равлениии - неотъемлемk= 2;я часть современноl= 1; звукорежисl= 9;уры.
Б&= #1086;рисов Е.П.